Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Буздякская централизованная библиотечная система»
муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан
Контакты
Телефоны
Прочие контакты
Факт. адрес
452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, село Буздяк, улица Красная площадь, д. 28.
Юридический адрес
452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, село Буздяк, улица Красная площадь, д. 28.

Режим работы:

Пн-Пт: 9.00-19.00 Без перерыва
Сб: 9.00-17.00 Перерыв: 13.00-14.00
Вс: выходной


Написать на WhatsApp: +79876286038

Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) был не только одним из основоположником и теоретиком русского футуризма, но и живописцем, графиком, поэтом и писателем, литературным критиком и издателем.

Давид Бурлюк, не без основания названный Василием Каменским отцом российского футуризма, весной 1915 года оказался в Башкирии и прожил здесь три года. Почему именно в Башкирии? На этот вопрос существует два ответа. Первый: что в деревне Буздяк семья жены Давида Бурлюка, Марии Никифоровны, имела дом, построенный в начале ХХ века её отцом, старинным другом семьи Бурлюков. Второй: что 21 февраля 1914 года Давид Бурлюк вместе со своим верным товарищем и соратником по борьбе за диктаторскую роль футуризма в современной русской поэзии Владимиром Маяковским был исключён из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Поводом для исключения стало страстное увлечение обоими тем же футуризмом, окрещённым педагогическим советом училища «опасным и вредным искусством». Маяковский тут же был призван в армию и оказался на фронте Первой империалистической войны, Бурлюк уехал в Башкирию, где намеревался уберечься от призыва, хотя вряд ли мог быть призван вообще: он был одноглазым (потерял глаз ещё в детстве во время мальчишеской драки). И всё-таки он опасался, в первую очередь, потому, что имел семью. (В 1912 году он женился на Марии Еленевской, в 1913 году у них родился сын Давид, в 1915-м — Никифор). Бурлюки поселились на станции Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги, близ Уфы, мать Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, — в Буздяке (там же жила родная сестра Марии Никифоровны — Лидия Еленевская).

Сегодня село, в котором проживал Д.Бурлюк носит название Старый Буздяк.  А Буздяком  называется  районный центр, который основался как станция в 1910 году.   Старожилы села Старый Буздяк утверждают, что картина на которой изображена мечеть, написана со Старого  Буздяка. Сохранились воспоминания о том, как вывозились его картины после переезда. Картины вывозились на телегах, которые  были нагружены доверху.

Любовь Давида Бурлюка и Башкирии была взаимной, иначе не писал бы он с такой нескрываемой нежностью: «Окрестное башкирское население оказывало мне исключительное гостеприимство». В ответ он создал многочисленные портретные образы башкир и башкирок, татар и татарок, притягательные своей неподдельной искренностью и теплотой, взять хотя бы, к примеру, «Портрет молодого башкира» и «Девочку-татарку». При этом Давид Бурлюк стал первым в изобразительном искусстве Башкортостана художником, обратившимся к созданию портретов представителей коренного населения, хотя и трактованных с точки зрения этнического типа несколько европеизировано.

Но гостеприимство Давид Бурлюку оказывало не только окрестное башкирское население: молодые уфимские художники восприняли его приезд в Башкирию как событие для них экстраординарное, тем более что этот приезд пришёлся на период формирования профессионального башкирского изобразительного искусства. Кем же был для молодых уфимцев Давид Бурлюк? Известный живописец и график, поэт и писатель, один из основателей русского футуризма и кубофутуризма, генератор революционных идей, сумевший сплести в «один веник» такие знаковые имена, как Маяковский, Каменский, Кручёных, Хлебников, Матюшин, Гуро, Лентулов, Экстер, Асеев, Третьяков…

Из 200 картин, написанных Давидом Бурлюком в Башкирии, сегодня в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова их 37: это портреты, пейзажи, натюрморты и кубофутуристические композиции. В своём большинстве они поступили в музей из Уфимской художественной студии (в 1919 году) и деревни Буздяк (в 1923-м). Первый источник позволяет предположить, что Давид Бурлюк мог заниматься в Уфе ещё и педагогической деятельностью, тем более что такая практика у него уже была: в 1908 он имел в Петербурге собственную изостудию. Сказать точно, сколько из вышеназванных 200 картин оставил Давид Бурлюк в Башкирии, невозможно: такой информацией мы, к сожалению, не обладаем. (Известно только, что некоторые из них он забрал с собой в «транссибирское» турне»). Но то, что его музейная коллекция изначально была значительно больше, не вызывает сомнения: об этом свидетельствуют архивные документы музея.

Таким образом Давид Бурлюк внес свою страницу в культурную жизнь села, а его творчество вошло  составной частью в #Буздякскоекраведение

Запрос вернул пустой результат.