Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) был не только одним из основоположником и теоретиком русского футуризма, но и живописцем, графиком, поэтом и писателем, литературным критиком и издателем.
Давид Бурлюк, не без основания названный Василием Каменским отцом российского футуризма, весной 1915 года оказался в Башкирии и прожил здесь три года. Почему именно в Башкирии? На этот вопрос существует два ответа. Первый: что в деревне Буздяк семья жены Давида Бурлюка, Марии Никифоровны, имела дом, построенный в начале ХХ века её отцом, старинным другом семьи Бурлюков. Второй: что 21 февраля 1914 года Давид Бурлюк вместе со своим верным товарищем и соратником по борьбе за диктаторскую роль футуризма в современной русской поэзии Владимиром Маяковским был исключён из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Поводом для исключения стало страстное увлечение обоими тем же футуризмом, окрещённым педагогическим советом училища «опасным и вредным искусством». Маяковский тут же был призван в армию и оказался на фронте Первой империалистической войны, Бурлюк уехал в Башкирию, где намеревался уберечься от призыва, хотя вряд ли мог быть призван вообще: он был одноглазым (потерял глаз ещё в детстве во время мальчишеской драки). И всё-таки он опасался, в первую очередь, потому, что имел семью. (В 1912 году он женился на Марии Еленевской, в 1913 году у них родился сын Давид, в 1915-м — Никифор). Бурлюки поселились на станции Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги, близ Уфы, мать Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, — в Буздяке (там же жила родная сестра Марии Никифоровны — Лидия Еленевская).
Сегодня село, в котором проживал Д.Бурлюк носит название Старый Буздяк. А Буздяком называется районный центр, который основался как станция в 1910 году. Старожилы села Старый Буздяк утверждают, что картина на которой изображена мечеть, написана со Старого Буздяка. Сохранились воспоминания о том, как вывозились его картины после переезда. Картины вывозились на телегах, которые были нагружены доверху.
Любовь Давида Бурлюка и Башкирии была взаимной, иначе не писал бы он с такой нескрываемой нежностью: «Окрестное башкирское население оказывало мне исключительное гостеприимство». В ответ он создал многочисленные портретные образы башкир и башкирок, татар и татарок, притягательные своей неподдельной искренностью и теплотой, взять хотя бы, к примеру, «Портрет молодого башкира» и «Девочку-татарку». При этом Давид Бурлюк стал первым в изобразительном искусстве Башкортостана художником, обратившимся к созданию портретов представителей коренного населения, хотя и трактованных с точки зрения этнического типа несколько европеизировано.
Но гостеприимство Давид Бурлюку оказывало не только окрестное башкирское население: молодые уфимские художники восприняли его приезд в Башкирию как событие для них экстраординарное, тем более что этот приезд пришёлся на период формирования профессионального башкирского изобразительного искусства. Кем же был для молодых уфимцев Давид Бурлюк? Известный живописец и график, поэт и писатель, один из основателей русского футуризма и кубофутуризма, генератор революционных идей, сумевший сплести в «один веник» такие знаковые имена, как Маяковский, Каменский, Кручёных, Хлебников, Матюшин, Гуро, Лентулов, Экстер, Асеев, Третьяков…
Из 200 картин, написанных Давидом Бурлюком в Башкирии, сегодня в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова их 37: это портреты, пейзажи, натюрморты и кубофутуристические композиции. В своём большинстве они поступили в музей из Уфимской художественной студии (в 1919 году) и деревни Буздяк (в 1923-м). Первый источник позволяет предположить, что Давид Бурлюк мог заниматься в Уфе ещё и педагогической деятельностью, тем более что такая практика у него уже была: в 1908 он имел в Петербурге собственную изостудию. Сказать точно, сколько из вышеназванных 200 картин оставил Давид Бурлюк в Башкирии, невозможно: такой информацией мы, к сожалению, не обладаем. (Известно только, что некоторые из них он забрал с собой в «транссибирское» турне»). Но то, что его музейная коллекция изначально была значительно больше, не вызывает сомнения: об этом свидетельствуют архивные документы музея.
Таким образом Давид Бурлюк внес свою страницу в культурную жизнь села, а его творчество вошло составной частью в #Буздякскоекраведение
Запрос вернул пустой результат.