Анализ анкетирования «Чтение детей 10-14 лет»
Анкетирование проводилось в центральной районной библиотеке МБУК Буздякской ЦБС в феврале 2024 года. Целью анкетирования являлось получение информации о читательских интересах детей 10-14 лет в чтении, их мотивация посещения библиотеки, выявлени роли книг в жизни детей и подростков. Всего приняли участие в анкетировании 50 человек.25 человек (50%) в возрасте 10-12 лет, 25 (50%) в возрасте 12-14 лет.Анкетирование проводилось в оффлайн режиме. На 1-й вопрос анкеты «Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. По результатам анализа анкет выяснилось, что в свободное время на первом месте у детей и подростков стоит пользование телефоном и компьютерные игры 17 человека(36%), общение с друзьями12 человека (24%), на третьем –чтение книг оказалось 10 человек (20%), проведение время у экранов телевизоров оказалось на четвёртом 8 человек (16%). То есть больше всего дети проводят время с телефоном и компьютером.
На второй вопрос анкеты «Как часто вы посещаете библиотеку» дети ответили, что 15 человек (30%) посещают библиотеку только тогда, когда «им задали в школе», 10 человек (20%) приходят в библиотеку один раз в неделю, а 18(36%) – один раз в месяц. 4 человек ответили, что бывают в библиотеке один раза в неделю (8%). 3 человека приходят еще реже.
На 3-й вопрос анкеты «По чьей рекомендации Вы выбираете книги ?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. При выборе книг 15 (30%) детей полагаются на свой вкус. Для 15 (30%) ребят компетентны рекомендации учителя при выборе книг, затем советы библиотекарей – 11 (23%), на четвертом советы родителей – 9 (18%).
Четвертый вопрос анкеты, касался предпочтений в чтении. При ответе на 5-й вопрос анкеты, «Какие книги вы любите читать?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. Мальчики и девочки предпочитают веселые рассказы –22 человека (44%); приключенческие книги 12 (24%). Познавательное чтение находится на втором месте –книги о природе, животных выбрали 10 человек (20%), книги о путешествиях 9 (18%).
Из художественной литературы предпочитают детские детективы 11 ребят (22%); классике отдали свои интересы 12 человек (24%). И завершающее место в чтении детей и подростков занимают книги о взаимоотношениях сверстников друг с другом 14 человек (2%).
При ответе на 6-й вопрос анкеты «Чтение для Вас – это…» можно было выбрать несколько вариантов ответов. Для 23 мальчиков и девочек (46%) чтение помогает в учёбе, 27 человек (44%) считают, что чтение – это познание нового.
Что же читают наши дети? На 7-й вопрос «Самая любимая книга» дети от 6 до 10 лет ответили следующим образом: большинство детей 41 чел. (91%) читали по программе школьного чтения и в своих ответах указывали таких авторов и их произведения, как Николай Лесков «Левша», Виталий Бианки «Чей нос лучше?», «Как муравьишка домой спешил», Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени».
Яркое впечатление после прочтения на респондентов произвели такие произведения, как «Дубровский», «Борис Годунов», «Му-му», «Приключения Тома Сойера», «Крокодил Гена и его друзья».
Своим друзьям, товарищам и одноклассникам для прочтения дети советовали следующие книги: «Волшебник изумрудного города» А. Волкова. (11%), «Стрижонок Скрип» Виктора Астафьева (4%), «Му-му» Ивана Тургенева (13%), «Дубровский» и «Капитанская дочка» Александра Пушкина (18%), «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери(7%).
Читатели в возрасте от 10 до 14 лет давая ответ на последний вопрос о том, книг каких авторов и каких жанров они хотели бы видеть в библиотеке, отметили, в качестве хотели бы чтобы это были книги про Дениску, Джульетту, Саню Григорьева, Дубровского, Геракла, барона Мюнхаузена, комиксы и детективы, книги Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков», Лагина «Старик Хоттабыч»
Таким образом, проведенное анкетирование показало, что дети читать любят и, Но интерес к книге с возрастом снижается. А чтобы интерес к книге не пропадал библиотеке необходимо пополнять фонд классикой детской литературы, и также изданиями из понравившихся серий.